В нынешнее время при упоминании грузинского мужского национального костюма, сразу представляется черкеска с газырями, бурка-накидка и папаха. Но на самом деле, такой подход не всегда соответствует исторической истине. Традиционная грузинская одежда является одним из важнейших памятников духовного и художественного наследия грузинского народа. В своём современном виде он сформировался в середине XVIII века, в результате длительной эволюции. Процесс этот, к сожалению, менее изучен, поскольку практически не осталось образцов грузинской мужской одежды ранее XVIII века. В отсутствие материальных памятников остаётся изучать информативные и прекрасные материалы, содержащиеся в описаниях европейских путешественников, в записях или официальных отчётах иностранцев, выполнявших различные миссии (для дипломатических, религиозных, природных и географических исследований).
Из зарубежных источников наиболее полны и информативны отчёты и альбом итальянского миссионера Кристофоро де Кастелли, также известного как Терамо Кастелли (1597-1659), патриция ордена театинцев, присланного священной латинской конгрегацией пропаганды веры. Он не только описал годы своей работы в Грузии (1628-1652) в письмах и отчётах, но и запечатлевал их на картинах и зарисовках. Материалы, собранные автором, как очевидцем, и зарисовки, выполненные на месте, составляют семь толстых альбомов и хранятся в коммунальной библиотеке Палермо. А официальные письма, табели успеваемости и визуальные документы о работе миссии, которые падре отправлял на протяжении многих лет в Ватикан, разбросаны по итальянским архивам Палермо, Неаполя, Флоренция, Рима.
Дон Кристофоро де Кастелли, замечательный, хорошо образованный человек, бескорыстно помогал грузинскому народу почти 26 лет и вернулся домой совершенно больным (как он отмечает). То, что он искренне влюбился в Грузию и расставание с ней отозвалось ему болью в сердце, ясно из его слов о том, что «la Georgia fu venticinque anni sposa mia» (Грузия была моей любимой двадцать пять лет). Когда миссионер возвращался на родину, он потерял значительную часть своих работ из-за волнения на море, и позже, уже в возрасте 58 лет, он вознамерился восстановить утраченные изображения, собрать разрозненный материал и отсортировать тематические записи в хронологическом порядке. Действительно, в 1657-1659 годах он написал краткий отчёт о двадцатипятилетней миссии, дав ему название «Миссия во многие земли неверующих».
Деятельность этого самоотверженного миссионера была несправедливо забыта на его родине более чем на 200 лет, и о его миссионерской деятельности в Грузии сохранилось лишь несколько биографических сведений. Только в 1875 году Джоаккино ди Марцо, главный библиотекарь муниципальной библиотеки Палермо, обратил внимание на несколько томов интересных рисунков — о миссии в Грузии. Марцо считал найденный материал копиями утраченных оригиналов миссионера, вероятно, потому, что Кастелли позже заново нарисовал изображения, уничтоженные во время волнений на море.
В 60-е и 90-е годы XX века наблюдался заметный рост интереса к этим работам со стороны итальянской науки. Его миссионерская деятельность была рассмотрена в различных публикациях итальянских учёных. Творчество дона Кристофоро де Кастелли впервые стало известно в Грузии благодаря работам и фотографиям Михаила Тамарашвили (1902), а более подробно отчёт итальянца и альбом картин были опубликованы Грузинским этнографическим обществом в 1976 году. С тех пор интерес к его творчеству не ослабевал. Грузинская литература и наука ещё не раз возвращалась к альбому итальянского просветителя.
Действительно, репортажи, включающие до тысячи изображений и зарисовок из семи альбомов, а также записи с сопроводительными комментариями, по-прежнему представляют большой интерес как документальный источник об исторических событиях в грузинском обществе того времени от обыденной жизни обывателей, до увеселительных мероприятий знати. Из этих материалов можно узнать такие вещи, которые обычно не публикуются хронистами: чем кормили тогда в грузинских ресторанах, или как были устроены постоялые дворы Грузии того времени. Повествовательный и визуальный материал, отражающий текущие жизнь в стране, по сей день представляет большой интерес как источник документального значения.
Важность материала усиливается многоязычными (часто на одиннадцати языках) пояснительными подписями, которыми изобилует каждый рисунок. Эти комментарии очень информативны для изучения реалий того времени среди разных слоёв общества в Грузии семнадцатого века. Особый интерес представляет подробное изложение подробностей относительно одежды. Автор не оставляет без внимания ни одну часть социальной прослойки. В его работах с равным интересом представлены портреты королей или представителей низших классов, характерная среда их существования и деятельности (свадебные торжества и ритуалы, крещение, траур, похороны, сельскохозяйственная деятельность, досуг, охота и т.д.), образцы зданий, сцены из жизни и т.д. – он старался фиксировать всё, что видел своими глазами и чувствовал сердцем.
На сегодняшний день работы Кристофоро де Кастелли были тщательно проанализированы учёными из различных областей, но его записи, рисунки или портреты только начинают изучаться специалистами по изучению истории одежды, так как они являются неисчерпаемым источником в этом направлении. Анализ форм одежды, группировка их по сходным признакам, поиск параллелей с нынешней грузинской действительностью — будет новшеством в изучении грузинского исторического костюма. Путём дальнейшего сравнения между найденными иностранными и грузинскими материалами, определение сходств и различий позволит выявить все ещё неизвестные элементы одежды, головных уборов, аксессуаров, отделки, украшений — это позволит полностью понять эволюционный процесс преобразования моды от семнадцатого века до наших дней.
Анализируя творчество итальянца, не стоит забывать, что он творец, воспитанный идеями итальянской живописи эпохи Возрождения, для которой характерно использование античных элементов, поэтому иногда его эскизы выполнены в античном стиле, а одежда иногда повторяет одеяние древних греков, особенно при свободном рисовании (когда наброски из античных фигур сделаны рядом с полностью аутентичным храмом). На других работах изображение конкретного человека может быть несколько стилизованным, но оно полностью передаёт реальность, особенно при изображении исторических личностей. Большинство видов одежды, выявленных в результате изучения и анализа изображений грузинской действительности, подтверждаются другими источниками, особенно в миниатюрах. Но некоторые, можно сказать, совершенно отличаются, и случаи их использования не зафиксированы в грузинских источниках. Анализ как мужской, так и женской одежды выявляет комплекты, которые состоят из нескольких слоёв – итальянец чётко воспроизводит состав костюма: внизу рубашка, поверх которой кафтан/платье, далее плащ/накидка и у женщин головной платок. Плащ у мужчин почти всегда распахнут, а платье у женщин и кафтаны у мужчин выглядят достаточно богато.
Зарисовки итальянского миссионера выявляют различные типы мужского костюма, в том числе:
• Одеяние с центральной застёжкой;
• Мантия-пальто, похожая на халат;
• Наряд-туника с различными особенностями — с глубоким вырезом, с расширенной до линии талии подолом, с вырезом форме сердца по линии груди.
Каждый из этих видов одежды отличается друг от друга некоторыми параметрами (силуэт, длина, полнота) и элементами:
• Силуэт – приталенный, свободный, слегка расширяющийся книзу;
• Длина одежды – есть одеяния «в пол», длиной выше колена, до колен и до бёдер;
• Длина рукавов — до локтя или до запястья;
• Воротнички – совсем без воротника, приплюснутые воротнички различной формы, а также шерстяные воротнички;
• Виды застёжек – крючки, называемые чафрасти ( — они представляли собой декоративный элемент для нагрудного изделия), застёжки-кнопки (- — гилкилоеби), обыкновенные пуговицы, потайные накидные крючки-пряжки ( — гуджасти) и фиксирующиеся клиньями пуговицы ( — хрика).
Де Кастелли часто писал портреты привилегированных слоёв населения, особенно королей, принцев и цариц Имерети, Картли, Кахети, Самегрело, Гурии, Самцхе. На этих изображениях можно найти как парадную, так и повседневную или военную одежду, а также конскую сбрую у лошадей, которые прописаны довольно тщательно. Одежда ворянина отличается драгоценными тканями (шёлк, шерсть, меха), обильным орнаментом и деталями, украшена золотым шитьём (воротник, обшлага и подол). Особенно интересно, что в одной композиции автору удаётся полностью передать внешность и характер человека, описать его черты и охарактеризовать одежду, а также показать своё отношение к нему.
Например, в портретных надписях царя Имеретии Александра III, итальянский автор описывает одеяние царя и в то же время не скрывает своего восхищения его внешностью: «цари Грузии красивы и стройны, заметно высоки ростом, носят шапку, расшитую золотым шитьём, украшенную бриллиантами и жемчугом. Золото и драгоценные камни на шее, верхняя одежда, отороченная мехом, также украшена золотыми цветами. Красное платье с позолотой и большими золотыми пуговицами. Позолоченные меч и жезл в руках, а улыбка окаймлена светлыми усами на испанский манер, кобальтовый яркий кафтан, расшитый золотыми нитями, красные штаны-шейди (старое грузинское слово, означающее внутреннюю/нижнюю одежду) и зелёные туфли.» На картине Кастелли не показал цвета королевской мантии, но в результате такого подробного описания невозможно не вспомнить изображение грузинского царя Александра III на балдахине западного притвора Гелати и его одеяния, которые выполнены только в цвете мантии (красный в описании итальянца, фиолетовый на фреске). Изображение в монастыре сильно пострадало от времени, но сохранилась копия художника который застал фреску ещё целой. На копии отчётливо видны блеск и красота позолоченных царских одежд.
Парадное одеяние царей и князей включает также туникообразное платье в форме мантии — ту саму накидку из шкуры зубра, который часто встречается в грузинских монументальных картинах. Например, на картине Кастелли «Царь Имерети посещает католическую литургию в Кутаиси» изображён комплект одежды царя, состоящий из длинного внутреннего платья и короткого мехового плаща, похожий на картину Левана, царя Кахетии, в храме Греми. Изображение этого правителя встречается в зарисовках, как в коротких, так и в длинных мантиях-накидках. А вот изображения Давида, сына царя Теймураза, предстают в другом одеянии. Его одежда на первый взгляд напоминает европейскую, производя впечатление о наличие воротника из кружева. Предположительно, это приплюснутый воротник-манжета с отверстием для шеи прямоугольной формы, украшенный растительным орнаментом из золота. Его аналог пока не найден в эскизах иностранцев и в грузинских изобразительных материалах. Королевские головные уборы бывают самых разных форм, от царских золотых корон до шляп, украшенных жемчугом, перьями, драгоценными камнями и тюрбанов.
В памятниках грузинской монументальной и миниатюрной живописи можно найти много параллелей мужским платьям Кастелли с центральной застёжкой, подолы которых отделаны до линии талии застёжками-крючками чафрасти. Таких рисунков довольно много. Они похожи на одежду исторических личностей с картин того времени: одеяние царя Имеретии Александра III с росписи храма Гелати, с картины Светицховели изображение принца Отии, сына царицы Мариам, с миниатюрных картин М. Тавакарашвили у персонажей «Витязь в тигровой шкуре», с образцов чеканных рельефных икон – платье Левана II Дадиани, изображённое на иконе Мартвильской Божьей Матери. Эти источники датируются периодом деятельности Кастелли в Грузии, и автор часто упоминает изображённых здесь исторических личностей в своих записях.
Отдельно следует остановиться на своеобразной военной амуниции, в которой Кастелли изображает князей Гурии верхом и миниатюрах Тавакарашвили, где Тариэл изображён на коне, например, «Поражение Рамаза Тариэлом». Их сравнение, несмотря на совершенно разную манеру исполнения, ясно показывает поразительное сходство. Оба автора одинаково изображают шлем, кольчуги, защитные наручи от локтя до запястья для защиты от ударов, латные перчатки, а нижний край платья, надетого поверх кольчужной рубашки, особенно схож. Следует предположить, что именно так одевались всадники лёгкой кавалерии во время боевых действий, тем более что подобное одеяние воинов можно найти на миниатюрах других грузинских рукописей, в частности в псалмах XVI и XVII веков, скопированных в Западной Грузии (Псалом Джилихани).
И это ещё не все подобные примеры – их можно приводить бесконечно. Визуальные эффекты, представленные в альбоме Кастелли, как источники изобразительного искусства, созданные очевидцем на протяжении многих лет, не утратили своей актуальности даже на современном этапе. Его картины предоставляют полную и важную информацию о форме, силуэте, украшении и, во многих случаях, фактуре грузинского исторического костюма. Это ещё раз доказывает, что миссионерствующий учёный-историк, своей практической работой оказал большую услугу, как мировой исторической науке, так и истории грузинской одежды.